«Продюсер города» — относительно новое для России понятие: в одних городах это локальные лидеры и местные сообщества, в других — бизнес-структуры, в третьих — городские администрации. И чем скромнее населенный пункт по своим масштабам, географическому положению и экономическому потенциалу, тем более важную роль играет для него продюсирование
Перспективы малых городов определяют география и люди — эту формулу руководитель аналитической группы международной урбанистической лаборатории «Центр Lab» Илья Смирнов озвучил на юбилейном X Всероссийском форуме «Развитие малых городов и исторических поселений», состоявшемся в конце августа в Казани. Статистика гласит, что сегодня в России насчитывается более 1200 городов, 90% которых — это города с населением менее 200 тысяч человек. И, увы, в 85% из них жителей с каждым годом становится все меньше.
«Процесс стягивания в мегаполисы продолжается. Молодое поколение малых городов и сельских территорий перебирается в крупные города, которые выглядят ярче и кажутся перспективнее. Нестоличные малые города не могут составить достойную конкуренцию разнообразию сервисов, услуг и компетенций столиц, не могут обыграть «Москву на ее поле» — так описывают ситуацию организаторы форума*.
«Дефицит смыслов, ресурсов и компетенций — серьезная проблема малых городов. Другая проблема состоит в том, что талантливая молодежь хочет «уважухи», самореализации, лидерства в трансформации городов, статуса — но часто действует неконструктивно и уезжает», — добавляет директор АНО «Стратегия развития Сысерти» Ян Кожан.
Однако, несмотря на общий демографический и экономический спад, среди 800 с хвостиком малых городов России все же есть динамично развивающиеся, которые условно можно разделить на две группы. Успех участников первой предопределен выгодным экономико-географическим и транспортным положением и соседством с крупными агломерациями. В качестве примера Илья Смирнов приводит Тверскую область, где специалисты выделяют «тверской треугольник» — «хвост» московской агломерации, усиленный влиянием регионального центра. «Города, входящие в него, более привлекательны для предпринимателей. Например, в Торжке (где, по данным на сентябрь 2025 года, проживают около 44,5 тысячи человек) за последние 20 лет появились не просто новые производства, а даже новые отрасли: нефтехимия (завод «Тебойл»), деревообработка (Новоторжский лесоперерабатывающий комбинат) и ряд более мелких машиностроительных предприятий», — рассказывает эксперт.
Городам, входящим во вторую группу, с географией повезло меньше, их главный ресурс — люди и идеи, которые также могут стать залогом успеха. «Доказательство тому — город Тотьма Вологодской области, который превратился в центр компетенции для сотрудников муниципальных музеев со всей страны. Тотемское музейное объединение — важный бренд города», — считает Илья Смирнов.
«Небольшим городам нет нужды соревноваться со столицами, но необходимо найти новые (или перезагрузить прежние) смыслы своего существования, найти то, что они могут делать лучше столиц, найти того, кому это интересно. А затем создать понятное позиционирование и привлекательный бренд, а также коммуникационную стратегию для удержания и привлечения ресурсов и человеческого капитала», — об этом приглашенные в Казань эксперты вели разговор в рамках сессии «Продюсер города: инструменты для продюсирования малых городов и территорий».
Словари определяют продюсера, с одной стороны, как творческого лидера, который помогает проекту пройти организационный путь от интересного (в идеале) замысла до качественного (в идеале) результата. С другой стороны, именно продюсер занимается поиском финансирования, ведет переговоры с инвесторами и контролирует, чтобы проект не вылетел за рамки бюджета. И если в кинопроизводстве или медиаиндустрии две эти задачи обычно выполняют разные люди или группы (креативные и финансовые продюсеры), то малым городам считай повезло, если найдется хоть кто-то один — тот, кому присуще креативное мышление, тот, с кого может начаться диалог между властью, бизнесом и обществом, тот, кто возьмет на себя ответственность за создание новых городских смыслов и реализацию новых городских проектов.
Директор АНО «Стратегия развития Сысерти» Ян Кожан. Фото: оргкомитет форума «Развитие малых городов и исторических поселений»
Как напоминает Ян Кожан, само словосочетание «продюсер города» относительно новое, хотя уже давно и во многих местах есть такие… а, собственно, кто? Если продолжать рассказ на примере самой Сысерти — тогда «есть такие люди и сообщества». Жители уральского города, когда-то процветавшего и развивавшегося благодаря металлу, приняли лозунг «Креатив — новое железо» как руководство к действию. В итоге давно заброшенный металлургический завод стал «Заводом» — не просто территорией творчества, а, по сути, новым мозговым центром развития города. И теперь даже не скажешь, что важнее — широко разошедшаяся история про то, как уральские мастера из Сысерти превратили роспись по кружкам в успешную коллаборацию с IKEA, потом создали собственный бренд, раскрутили его и представили президенту РФ Владимиру Путину, или мало кому известный показатель 50 млрд рублей — а именно таков прогнозный объем инвестиций в исторический центр Сысерти до 2032 года.
Еще один пример «про людей и сообщества» — село Верховажье Вологодской области, которое в этом году с проектом «Посадские ворота — финальный этап возрождения исторического центра Верховажского посада» в третий раз подряд стало победителем минстроевского конкурса, нацеленного на формирование комфортной городской среды. Как утверждают знакомые с верховажским случаем эксперты, победный секрет — как раз отличное креативное программирование будущего, отражающееся в конкурсных заявках, плюс ставка на локальных лидеров-продюсеров. Таких, например, как Сергей Истомин — создатель и руководитель Православного камерного театра, актерами которого являются верховажские комбайнеры, чиновники, полицейские, продавцы… Словом, те самые вовлеченные местные жители, с помощью которых и ради которых раскручивается тема городского продюсирования.
Если вместе с директором по развитию городской среды «Дом.РФ» Антоном Финогеновым зайти на территорию мастер-планов (а из 63 документов, разработанных Институтом развития, 21 сделаны для малых городов) и взять в качестве примера Дербент — тогда место сообщества займет бизнес. В Дербенте именно он помог создать «команду изменений», сначала входившую в состав городской администрации, а потом работавшую уже самостоятельно.
Виды Дербента. Фото: Александр Демьянчук/ТАСС
По мнению первого заместителя главы Миасса Олега Буданова, «основные функции продюсера, который смотрит на город как на проект, — комплексная оценка, разработка стратегии изменений, привлечение экспертов, соучаствующее проектирование и городской диалог, работа с ключевыми предприятиями, работа с собственниками земельных участков. Мы проанализировали и поняли, что в нашем городе функции продюсера выполняет администрация, что вовсе не исключает креативного подхода. При этом стратегии изменений учитывают интересы и людей, и бизнеса, и власти». Власти стали основной движущей силой преобразований и в Сергиевом Посаде, хотя, по словам Антона Финогенова, здесь в силу специфики города концентрация властного внимания была максимальной — и со стороны патриарха, и со стороны администрации президента.
Но такие сценарии можно назвать единичными, а главный акцент все же должен быть сделан на локальных, именно локальных лидеров. И, например, то, что на Дальнем Востоке так жадно хотели перемен, что позвали для воплощения своих планов сильные федеральные команды, совершенно сбросив со счетов местные, замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева прямо называет ошибкой. Говорит, теперь стратегия городских преобразований остается прежней, но тактика кардинально пересматривается.
При этом предприниматель, эксперт по развитию сервисной культуры Татьяна Симонова уверена, что «городской продюсер — это как раз тот человек или общество людей, у которых есть возможность, будучи свободными от всех ограничений и стереотипов мышления, которые есть в «административной ветке», двинуть города на новый уровень сервиса». Зампредседателя правления, сити-менеджер фонда «Сколково» Руслан Шагалеев тоже считает, что продюсер города — это человек, который не должен быть обременен размышлениями о бюджетном планировании, законодательной базе, бюрократических процедурах и прочих ограничениях реальной жизни.
«Инфраструктурно страна быстро меняется, и мы в силу инертности мышления не успеваем за этим. Городской продюсер генерирует идеи, создает смыслы и реализует их, коммуницируя с участниками процесса. Самое плохое — если продюсер города станет штатной единицей. Продюсер волей-неволей будет заступать на территорию ответственности властей предержащих, конкурируя по KPI и задачам. Но тогда возникает вопрос: как его содержать? В бюджете нет на это денег. А ведь настоящий креативный продюсер — это не просто модно одетый человек, это менеджер, который должен учитывать множество аспектов для перезагрузки территории, начиная от исторических особенностей и заканчивая пожеланиями городских сообществ», — считает Руслан Шагалеев.
Впрочем, «вопрос юридического оформления, где там эта команда находится, мне кажется вторичным. Главное, чтобы она была. И это точно не должна быть команда «Дом.РФ», Института развития. Регионы постоянно хотят перебросить на нас ответственность, но так это не работает. Мы, конечно, можем помогать и поддерживать, но не более, и схема Сергиева Посада на условные 100 городов не транслируется», — подчеркивает Антон Финогенов.
Так какие вопросы прежде всего решает городское продюсирование и что в данном случае важнее — идеи или финансы? Зачем нужна ассоциация «Продюсер города», о создании которой скоро будет объявлено? И согласны ли другие эксперты с мнением коллег, выступавших на форуме в Казани? Продолжим.
Источник — http://www.bfm.ru/news/584350