Разгадывая цифровой РЕБУС

Цифровизация не будущее, а уже настоящее градостроительной отрасли. И как в любом реальном настоящем, одну и ту же проблему здесь порой приходится решать снова и снова, а достижения не всегда гарантируют переход на новый уровень

Разгадывая цифровой РЕБУС

Цифровизация сегодня меняет правила развития городов и агломераций. Пожалуй, статс-секретарь — замминистра строительства и ЖКХ РФ Юрий Муценек выразил общее настроение экспертов, которых собрал недавно прошедший в Казани форум «РЕБУС-2025. Цифровизация. Инфраструктура».

По оценкам вице-премьера Марата Хуснуллина, «это мероприятие дает уникальную возможность для диалога и обмена лучшими практиками, для внедрения новейших технологий в строительстве. Сегодня в стране запущен нацпроект «Инфраструктура для жизни», объединяющий всю работу по созданию современной городской среды, и цифровизация в ней играет не последнюю роль». И по мнению президента Республики Татарстан Рустама Минниханова, «важно, чтобы каждый житель реально почувствовал на себе положительные изменения от цифровизации, чтобы вся система — строительная индустрия и ЖКХ — работала быстро и эффективно и человеку стало комфортнее жить и трудиться».

Разгадывая цифровой РЕБУС

Глава Республики Татарстан Рустам Минниханов (в центре) и замминистра строительства и ЖКХ РФ Юрий Муценек (слева) на форуме «РЕБУС-2025. Цифровизация. Инфраструктура» в Казани. Фото: пресс-служба форума РЕБУС

Сокращенный почти на 600 дней инвестиционно-строительный цикл, находящаяся в федеральном фокусе работа с ГИС «Стройкомплекс», основанной на региональных системах ГИСОГД, а также с системой государственного и муниципального заказчика (ИСУП), системами ЕЦПЭ и ЕГРЗ, принятия законов о системе государственного учета жилищного фонда и об отчетности управляющих организаций (сведения будут консолидироваться в системе ГИС ЖКХ, которая на данный момент охватывает около 92% многоквартирного жилого фонда), появление цифрового двойника города, позволяющего еще на этапе принятия решения о строительстве оценить, как новинка впишется в городскую архитектуру и какую нагрузку создаст на существующую инфраструктуру, — перечислять цифровые достижения российской строительно-недвижимой отрасли можно еще долго. То, что они действительно меняют правила игры в сегменте, — неоспоримый факт.

И все-таки правы те, кто утверждает: отмечать успехи приятно и важно, но еще важнее, хотя и куда неприятнее, открыто обсуждать то, что пока не особо удается и над чем стоит работать с большим усердием. А в этом антирейтинге первое место стоит отдать устаревшей законодательной базе и все еще громоздкой системе согласований: с одной стороны, конечно, весь этот нормативно-правовой массив проверен практикой и обеспечивает максимальную безопасность строительства, но с другой, он же является главным тормозом на пути инноваций.

«Много согласований, правил, нормативов, бюрократии… При этом забывают, что зачастую это связано с правилами безопасности: очень большое количество этих правил и нормативов написано кровью. Тем не менее мы понимаем, что все равно нужно «женить» существующую нормативку с новыми технологиями» — так описал сложившуюся ситуацию Юрий Муценек.

Впрочем, надо признать: выстраивание цифровой вертикали, связывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, вроде бы на полном ходу, и бюрократии стало заметно меньше. По данным, приведенным замглавы Минстроя, за последние несколько лет число обязательных требований сокращено с 11 тысяч до 380, а документов для обеспечения инвестиционно-строительного цикла — с 989 до 568. Теперь цель — довести цикл до знаковой отметки в тысячу дней, а число документов — до 350.

Разгадывая цифровой РЕБУС

На пленарных сессиях форума. Фото: пресс-служба форума РЕБУС

Тема № 2 — профессиональная инертность, а иногда и открытое сопротивление со стороны спецов со стажем, привыкших к старым инструментам. По оценкам президента Национального объединения организаций в сфере технологий информационного моделирования (НОТИМ) Михаила Викторова, отрасль проходит через классические стадии внедрения любых новаций — неверие, отрицание, принятие. И процесс этот длительный и непростой.

Кроме того, к «сопротивленцам» первой волны, демонстрирующим принципиальную неготовность к цифровым переменам, добавились те, кто как раз за цифру, но исключительно в зарубежном исполнении. Несмотря на то что российские цифровые решения готовы доказывать свою конкурентоспособность и доля отечественного ПО в отрасли за три года выросла с 1,5% до 20%, до полного импортозамещения еще очень и очень далеко.

По результатам проведенного НОТИМ опроса, которые Михаил Викторов представил на РЕБУСе, пока только 9% респондентов используют исключительно отечественное программное обеспечение, при этом 26% пользуются только зарубежными вариантами. Правда, подавляющее большинство опрошенных (58%) заявили, что комбинируют российские и зарубежные решения в зависимости от задач.

Среди основных недостатков отечественного ПО пользователи выделяют недостаточный функционал (62%) и слабую поддержку и экосистему (50%); многие говорят о высокой цене (26%) и слабой ориентации на запросы пользователей (26%). Есть, впрочем, камни преткновения, непосредственно с российскими разработчиками не связанные, — это дефицит квалифицированных кадров (28%) и в еще большей степени нехватка финансирования (36%). В нынешней экономической ситуации далеко не все компании могут позволить себе достать из корпоративного кармана 5-20 млн рублей и пустить их на обновление программного обеспечения, особенно в условиях продолжающих работать старых лицензий. И существующие меры поддержки, даже включая субсидии в размере до 50% стоимости ПО, явно не удовлетворяют запросам рынка целиком.

Соответственно, респонденты НОТИМ настаивают, что усиление конкурентоспособности отечественных программных продуктов связано в первую очередь с расширением функционала и повышением стабильности решений (62%) и улучшением интеграции с зарубежными системами через открытые API (43%). Также среди предложений — снизить бюрократические барьеры для российских разрабов, активнее продвигать успешные кейсы внедрения отечественного ПО и, безусловно, оптимизировать ценообразование (хотя и без рекомендаций, как именно это сделать). И еще 43% участников опроса подчеркнули, что необходимо расширить для разработчиков и пользователей госпрограммы финансирования, включая различные гранты и льготы: с этим пока на словах все обстоит куда лучше, чем на деле.

Лишь один пример — как раз с РЕБУСа. Сегодня институт территориального планирования «Град» занимается созданием цифровой информационной модели градостроительного планирования (ЦИМ ГП), включающей стратегический мастерплан (СМП), комплексный инфраструктурный план регионального развития (КИПРР) и еще целый ряд основополагающих, масштабных документов. По словам руководителя ИТП «Град» Анны Береговских, предложенную методологию они шагами, частями реализуют в разных регионах, в том числе путем расширения информационно-аналитических функций ГИС ОГД (Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности).

Разгадывая цифровой РЕБУС

Работа специалистов на форуме. Фото: Софья Сандурская/ТАСС

«Силами одного института создать такую махину, конечно, невозможно, здесь нужны очень большие вложения. На форуме много говорилось о поддержке разработчиков ПО со стороны государства. Увы, нет такой поддержки. По крайней мере, все, что разрабатывает наш институт (и вот тут присутствуют наши партнеры — они тоже), делается за свои собственные средства. У нас нет другого выхода — мы объединяемся, дополняем друг друга, обмениваемся наработками, и это единственный путь. Самое главное, регионы, когда понимают, что им это надо, заказывают что-то. А желательно, чтобы заказывали все: мы еще ждем своего героя, который бы нашел в себе такую силу, поверил и реализовал в своем городе или регионе предложенную конструкцию полностью», — рассказывает Анна Береговских.

Еще одна проблема, которую также активно обсуждали участники РЕБУСа этого года, связана с тем, что, во-первых, появляющиеся цифровые инструменты довольно часто выглядят броско, но, по сути, представляют собой «цифровую бумагу» — то есть, содержат тот же набор сведений, что и их предшественники, и позволяют пользователям не сильно больше, чем бумажные носители. А во-вторых, даже самые передовые и продвинутые цифровые решения пока все вместе не оформлены в полноценную систему с общими правилами, возможностями, алгоритмами действий и, что самое главное, целеполаганием.

«Ну вот, предположим, оцифровали мы все объекты, а дальше что? Ответа на вопрос, как сохранить жизнестойкость города и устойчивость его развития, как реализовать в нем все задуманное, мы благодаря этому так и не получили. Отсюда вопрос: что сегодня нужно городам — вот эти огромные массы цифровых данных и слоев или все-таки инструмент моделирования? И тогда следующий вопрос: на чем моделировать, кто научит моделировать эту систему?» — предлагает подумать вице-президент фонда «Институт экономики города» Марина Ракова.

Кстати, по поводу того, кто научит. В Дубае, например, существует единая цифровая платформа, предлагающая более 140 услуг. И, как подчеркнула в своем выступлении на форуме глава Дубайского совета будущего по цифровым операциям Аиша Бинт Бутти Бин Бишр, «тут важны не темпы, важно доверие. Нас никто не просил развиваться быстрее, нас просили развиваться мудрее».

Одно из таких мудрых решений — онлайн-приложение, позволяющее проводить регулярные исследования и анализировать данные о качестве жизни граждан. После посещения какого-либо городского места или учреждения человек может в специальном приложении поставить отметку: каким его сделал это визит — счастливым или несчастным? Если число несчастливых людей становится заметным, значит, есть проблема, которую срочно нужно ликвидировать, более того — большое количество выданных учреждению «черных меток» может стать основанием для увольнения его руководителя.

Наверное, и нам бы такое не помешало. Ведь, как отметил еще один участник РЕБУСа, глава Чувашии Олег Николаев, «цифровые решения могут быть быстрыми, точными, даже где-то предугадывать наши желания, но все равно цели и основа любого такого сервиса — это человек. Умный город — это же не про то, чтобы каждый чувствовал себя героем компьютерной игры, а про то, чтобы технологии работали надежно и на пользу».

Источник — http://www.bfm.ru/news/582868

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *